Приложение 31: Что необходимо знать перед крещением

Возможно, что многие из читателей уже сталкивались с так называемыми «евангелистами», утверждающими, что знание учения совсем не нужно для спасения, ибо достаточно вслух произнести, что ты веришь в Иисуса Христа, Сына Божиего, как ты будешь тут же спасен. И на первый взгляд их слова могут показаться вполне убедительными в виду того, что они звучат приблизительно так же, как то, что записано в Деяниях и не противоречат духу «мира», «согласия» и «терпимости» нашего времени. И все же, давайте разберемся, нужно или нет что-то знать перед крещением?

Почему так быстро?
Без сомнения, после поверхностного чтения Деяний Апостольских остается впечатление, что во многих случаях люди крестились после очень краткого обзора Евангелия и немедленного признания Иисуса Христа Сыном Божиим. Однако, здравый смысл подсказывает (и многие «Евангелисты» признают это), что краткое, «я верую в Христа», не может принести спасения, ибо за этими словами у произносящего их должно скрываться что-то еще. И это на самом деле так. Как кажется, всем ясно, что несколько коротких слов, сказанных бездумно и без веры, не приносят спасения.
И следующее мысли подтверждают сделанный нами вывод.

Запись речи Павла в Иерусалиме прочитывается за четыре минуты (Деян.22), перед Феликсом – за одну минуту, перед Агриппой – за четыре. Речь Петра на праздник Пятидесятницы занимает всего четыре минуты, с Корнилием – три. Речь Господа после насыщения 5000 (Ин.6) – шесть минут. Нагорная проповедь – 18 минут. Проповедь Петра (Деян.3,12-26), если ее прочитать вслух, займет не более двух минут, хотя на самом деле она была намного, намного дольше, ибо нужно было время, чтобы слух о его проповеди дошел до священников, начальников стражи и саддукеев (Деян.4,1).
Таким образом получается, что молчание в Библии о более долгом наставлении человека собирающегося креститься не говорит о том, что так было на самом деле.

Имя Иисуса
Имя Божие включает в себя учение, как о Нем Самом, так и о Его путях, ибо все Его имена являются Его качественными характеристиками. То же самое можно сказать и о имени Иисуса Христа – оно не просто имя, но и углубленное значение Его учения.
Вера в имя Иисуса Христа, тесно связана с крещением (Ин.3,5,18,23), настолько тесно, что в Гал.3,26,27 говорится, что «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Так же связь между верой и крещением можно найти в Деян.19,4; 10,42,48; 2,37,38; Лк.24,47. Аполлос знал только крещение Иоанново (Деян.18,25), что говорит о крещении не только, как о действии, но и о предмете, который включает в себя и некоторое учение, наставление (ст.24).
«Филипп… проповедывал им Христа» (Деян.8,5), звучит так, как будто он говорил: «Поверьте в Иисуса». Однако в Деян.8,12 о проповедовании Христа говорится, что это было благовестие «о Царстве Божием и о имени Иисуса Христа». Только после этого благовестия следовало крещение. А разве можно вместить «благовестие» (Евангелие!!!) всего в несколько слов? Разве можно учение о Царстве, о имени Иисуса Христа, о крещении и о многом, многом другом, из чего и состоит благовестие (Евангелие) вместить в двух словах? В Ин.6,40 говорится, что воля Божия состоит в том, чтобы «видящий (знающий) Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». Позже Иисус говорил, что тот, «кто хочет творить волю Его (Божию), тот узнает о сем учении» (Ин.7,17). Получается, что знание о «сем учении» и «видение Сына» - одно и то же. Делом Христовым является сохранение слова Его и не отречение от имени Его (Откр.3,8) – опять-таки слово (учение) и имя Христовы неразделимы. Богодухновенный Христос цитировал Ис.42,4: «И на закон Его (Христов) будут уповать острова», как: «И на имя Его будут уповать народы» (Мф.12,21). И здесь имя Его приравнивается к «закону», благовестию. Во втором и третьем Посланиях Иоанна говорится о странствующих проповедниках, которые пошли благовествовать «ради имени Его» (3Ин.6,7). Опять проповедь Евангелия, о которой говорится в Мк.16,15,16 прочно связывается с именем Христовым. Получается, что вера в Христа неразрывна с крещением: «Все вы сыны Божие, по вере во Христа Иисуса; ибо (потому что ), все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3,26,27). Павел говорит об их вере, которая была показана ими крещением. Получается, что вера в Христа не просто признание на словах, «я верю в Христа», а дело познания и послушания. Это также видно из Ин.6,35: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда», - где вера в Христа сравнивается с «приходом» к Нему, а на то, чтобы «прийти, дойти» нужно время. А потому «проповедь Христа» включает в себя целый ряд учений. Так в Лк.9,11 говорится о том, как Христос беседовал с народом о Царстве Божием (ср. с Мф.4,23). Этот же случай описан в Мк.6,34, где о том же событии сказано, что Иисус Христос учил их много. И так оно и есть на самом деле, ибо благовестие, Евангелие включает в себя «много», очень много разных учений. Проповедь Евангелия, благовестие не может сводиться к нескольким, кратким репликам. Слушая проповедь слова Божия Павлом, Верийцы ежедневно разбирали Писания (свитки Ветхого Завета), чтобы проверить Павла (Деян.17,11). Выходит, что благовестие Павла было целиком основано на учении Библии, и люди, слушая его и, сверяя с тем, что написано, потратили не один день на познание того, во что «многие из них» смогли уверовать (Деян.17,12). Когда мы проповедуем слово Божие людям мало знакомым с Библией и не затрудняющих себя ежедневным разбором Писаний после нашей с ними беседы, не удивительно, что на их обучение нужно потратить гораздо больше времени, чем на то требовалось в первом столетии. Слова о том, что «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1Ин.5,1) перекликаются с такими местами, как Иак.1,18: «Восхотев, родил Он нас словом истины», и как 1Пет.1,23,25: «возрожденные… от слова Божия… а это есть то слово, которое вам проповедано».
Все это показывает, что вера в то, что Христос есть сын Божий, приходит в результате благовестия Евангелия слова Божия.

Царь Царства
Слова о вере во Христа принимают больший смысл и вес, когда знаешь, что звание «Христос» в некоторых местах является синонимом для самого Царствия Христова. Так, например, Господь однажды сказал фарисеям, что им не нужно ходить далеко в поисках Мессии, потому что Он уже находился среди них: «Ибо вот, Царство Божие внутрь (=среди) вас есть» (Лк.17,21), приравнивая Царство Божие к Царю этого Царства. Проповедь Иоанна о приблизившемся Царстве Божием, была проповедью о явлении Христовом. Камень, разбивший истукана Навуходоносора был образом Божиего Царства (Дан.2,44). Этот камень/царство, который «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно», было камнем/царством до разрушения истукана и останется тем же самым и после. Так же и притча Иезекииля о кедре, в которой говорится об оторванной и посаженной (пересаженной) «нежной отрасли», из которой «сделается величественный кедр, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые» (Иез.17,22,23). Все это - притчи о Христе. «Нежная отрасль» – Христос из Ис.53,2; 4,2; 11,1, очень сильно напоминает притчу о горчичном зерне, в которой Царство Божие уподобляется малому зерну, вырастающему в огромное дерево, под коим обитают всякие птицы. Такое соединение сказанного о Царстве с Самим Иисусом Христом, говорит о том, что Он Сам был живым словом, живым рассказом о Царстве. А это значит, что вера во Христа и вера в Евангелие Царствия – одно и то же.

Что такое Евангелие?
Пришло время поговорить более подробно о самых важных учениях, которых придерживались верующие первого столетия. Надо помнить, что в новозаветные времена у верующих также было нечто вроде «Символа веры», равносильного нашему «Положению о вере». Так же нужно не забывать, что в те времена были братья с пророческим даром, т.е. имеющие способность «прорекать» то, что было им открыто непосредственно Самим Богом. Можно с уверенностью предположить, что впоследствии кое-что из этих «откровений» было прибавлено к основам учениям.

Основы учения
Павел говорил членам Римской экклесии, что они наконец-то перед крещением «от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим.6,17). Греческое слово, переведенное здесь как «образ», в других местах переводится как «пример, образец», как будто здесь говорится об эталоне, о шаблоне учения, хранящемуся, сберегаемому где-то. Упоминание Павлом учения именно в этой главе говорит о важности познания основ учения перед крещением, а так же что это было действительно целое учение, а не несколько кратких «признаний» перед обрядом. Некоторые в экклесии могли иметь только «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,5), которые могли знать и придерживаться в жизни главных учений, однако не могли представить себе всю силу Истины. Павел напоминал Галатам, что у них «пред глазами предначертан был Иисус Христос» у них распятый (Гал.3,1). «Предначертан», означает не столько нарисован, сколько написан, описан, - как будто свои первые наставления Галаты получили в «предначертанных» свитках.
Говоря об учении воскресения, как об одном из основных учений, Павел говорит о преподавании того, что и он сам когда-то принял (1Кор.15,3), как откровение от Господа. Во 2Пет.2,21,22 о полученном учении говорятся не очень приятные слова: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди», нежели вымытым (крещением), возвратиться валяться в свою грязь. Здесь «путь правды» и «святая заповедь», были познаны ими перед крещением. То, что здесь говорится об одной «заповеди» познанной перед крещением, не имеет никакого значения, ибо как мы уже видели раньше и под «законом» подразумевается не один закон, а целый ряд уставов и постановлений. В Новом Завете есть несколько мест, где пишется о «получении» учения и «благовестия»: Гал.1,9,12; Флп.4,9; Кол.2,6; 1Фес.1,6; 2,13; 4,1. Всё это подтверждает нашу мысль, что благовестие, или же Евангелие, и тогда состояло из определенного ряда важных учений, которые сначала были «получены» Апостолами, а затем от них перешли и к остальным.

«Одна вера»
Апостол Иуда также говорит о вере, однажды переданной святым (Иуда 3). Вера («одна вера »,) здесь перекликается с «образом учения», которые были преданы им перед крещением - словосочетания, которые, должно быть, в первом столетии заменяли друг друга. Так же и призыв Павла «держаться исповедания упования неуклонно», может быть напоминанием верующим о том уповании, о той надежде, которую они получили перед крещением вместе с верой и учением. Держаться истинного слова (Тит.1,9), скорее всего означало, держаться того «Положения о вере», которое им было изначально предано. И это учение было общим для всех верующих, было «общей верой» (Тит.1,4) было «одной верой» (Еф.4,5). В Деян.3,16 вера объединяется с именем Христовым. Имя Христа – другое название для «одной веры». Все эти понятия, как предупреждает Павел в связи с отступлением от веры, являются предметами необходимыми и в жизни (1Тим.6,10), и в учении (1Тим.4,1). И первым в ряду отступлений должно было встать утверждение о невозможности определения, что такое вера, «одна вера».

Теория и практика
Практическая сторона в теории была неотъемлемой и главной частью всего учения. В исповедание веры «во Христа Иисуса», входило проповедование «о правде, о воздержании и о будущем суде» (Деян.24,24,25). О порядке, о том, как нужно преломлять хлеб на вечерях, Павел говорит точно так же, как и об учении воскресения: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1Кор.11,23). Похоже Павлом было также получено несколько практических заповедей о поведении сестер в экклесии, которые он изложил после получения свыше: «Держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что… жене глава – муж» (1Кор.11,2,3). Это говорит о том, что все это нужно было знать, как часть учения, которого держались верующие в первом столетии, еще перед крещением. О том же самом «предании» во 2Фес.3,6 и 2,15 говорится, что надо «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас», которому они были «научены или словом, или посланием». Все это говорит о важности учения, вплоть до отделения от тех, кто не повинуется ему. Самим же нужно держаться «истинного слова, согласно с учением», чтобы уметь «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1,9).
Мы знаем, что в первых экклесиях также были лжепророки, говорившие о полученных ими откровениях от Бога, которые нужно было прибавить к уже существующим главным учениям. Именно поэтому Апостол так настаивает на «истинном слове», на богодухновенном учении об «одной вере» (Тит.1,9; 3,8; 2Тим.2,11; 1Тим.4,9), которое «всякого принятия достойно» (1Тим.1,15; 4,9). Именно по этой причине Иоанн предупреждал не верить «всякому духу», утверждающему, что он говорит по «вдохновению» свыше (1Ин.4,1).

Особенности
Вот несколько примеров того, что перед крещением от человека требовалось не простое признание «веры во Христа», а знание основ благовестия.

Выводы
Важность всего вышесказанного трудно недооценить. Вникай «в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4,13-16). Список всего, что в первую очередь нужно знать, помещен в Дополнении 1 этой книги и, конечно же, не является богодухновенным. Однако, на мой взгляд, это не плохое обобщение того, о чем в Библии говорится как о вере, предании и учении. Надеюсь, что это занятие дало четкое представление о необходимости верующему основного багажа знаний. Этими знаниями верующему нужно делиться с другими, с тем чтобы потом те, кто решил креститься, мог знать, на что он надеется и во что верит. Очень часто призыв к вере звучит в тяжелые для человека времена, «ибо имя Господа – крепкая башня», для нас же вера проистекает уже из одного знания всего того, что обещано Богом людям. Такая вера пропитывает нас насквозь, если только мы все время помним то главное (проповедуя, или вновь и вновь перечитывая Библию), что нам было передано. И, если это так, то тогда со спокойной совестью, мы сможем повторить слова Апостола, сказанные им в тяжелые минуты его одиночества: «Течение совершил, веру сохранил… ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой (жизнь – 2Тим.4,7; 1,12).

Послесловие: Исповедание Иисуса Господом
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10,9).
Надо помнить, что это, конечно же, истина, но... с некоторыми оговорками.

  См. церковнославянский, греческий.

В греческом слово «вера» у Иуды стоит с артиклем мн. числа – «точные, определенные веры».

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс