8.4 «Человек Христос Иисус»

В Евангелиях достаточно много говорится о человеческом естестве Иисуса Христа. Например, пишется о том, как Он устав («утрудившись») сел у колодца, чтобы утолить жажду (Ин.4,6). Иисус плакал, когда умер Лазарь (Ин.11,35). Также все то, что написано о Его последних страданиях, является убедительным доказательством того, что Он во дни земной жизни Своей был только и исключительно Человеком. Когда Он умолял Отца отвести от Него муки крестные, Он сознавал, что душа Его возмущена (Ин.12,27): «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (страдания и смерть на кресте); впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39). Что, кстати, говорит о том, что «хотение» Иисуса Христа иногда несколько отличались от воли Бога.
Всю Свою жизнь Иисус Христос приучал подчинять Свою волю воле Божией, чтобы под конец, на кресте, Он смог исполнить ее в совершенстве: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Мой воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5,30). И то, что воля Христа была отличной от воли Божией, является хорошим доказательство того, что Он не был соравен Богу.
От нас также требуется, чтобы и мы всю свою жизнь, через испытания и искушения возрастали в познании Бога. И в этом Иисус Христос незаменимый пример для нас. У Него, так же как и у нас, не было врожденного знания Бога. С самого раннего детства Он «преуспевал в премудрости и возрасте (духовном – Еф.4,13), и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52). «Младенец же возрастал и укреплялся духом» (Лк.2,40). В этих двух стихах описано возрастание Иисуса Христа не только физическое, но и духовное. Если бы «Сын Божий» был составной Троицы, как тому учит Афанасий Великий, такое было бы невозможным. Даже в конце жизни Христос говорил, что Он пока не знает времени Своего второго пришествия, хотя о том и было известно Его Отцу (Мк.13,32).
Повиновение Божией воле – это то, чему нам предстоит учиться всю свою жизнь. Христос, как и положено любому Сыну, прошел в этом тот же самый путь: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (т.е. повиновению Богу), и, совершившись (т.е. став совершенным духовно), сделался для всех послушных Ему (через подобное же духовное усовершенствование) виновником спасения вечного» (Евр.5,8,9). В Флп.2,7-8 (подробнее будет рассмотрен в Приложении 27) описан тот же самый процесс духовного возрастания Иисуса, достигшего своего пика на кресте. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Здесь, если приглядеться, описан постепенный процесс сознательного уничижения Иисусом Самого Себя, чтобы быть (= стать) послушным воле Божией, ради принятия крестной смерти. Он «совершился» - приняв полностью все страдания.
Из всего этого вытекает очевидный вывод, что праведность Иисуса Христа была целиком и полностью Его заслугой, ибо Он не был марионеткой в руках Божиих и праведность не даровалась Ему с небес. Иисус по-настоящему возлюбил нас и только поэтому отдал душу, жизнь Свою за нас. Пустым бы звуком стали часто повторяющиеся слова о Христовой любви к нам, если бы Бог насильно заставил Его умереть на кресте (Еф.5,2,25; Откр.1,5; Гал.2,20). Если бы Иисус Христос был соравным Богу, Самим Богом, Ему бы не составило никакого труда всегда быть совершенным и взойти на крест. То же, что у Него был выбор, позволяет нам понять и оценить Его любовь к нам, а, оценив, - ответить Ему взаимностью.
Только потому, что Христос отдал за нас душу Свою, Он был так угоден Богу: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою… никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин.10,17,18). Трудно было бы понять, чем Христос так угодил Богу Отцу (Мф.3,17; 12,18; 17,5), если бы Он и Сам был точно таким же Богом как и Он, с той лишь разницей, что всего на какое-то время Он воплотился в человеческую греховную оболочку, как о том толкуют всякого рода фетишисты. И в этом еще одно доказательство того, что Иисус мог быть непослушным Богу, но все же выбрал повиновение.

Необходимость спасения для Самого Христа
Потому что у Иисуса Христа было то же самое естество, что и нас, Он также испытывал и недомогания, и усталость, и голод, и жажду. А это значит, что если бы Он не принял крестной смерти, то Он также со временем состарился бы и умер, как и все прочие человеки. А значит, Он также, как и мы, нуждался в спасении Божием. Хорошо сознавая это, «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоволение» (Евр.5,7). То, что Он умалял Бога о Своем спасении от смерти, прочь прогоняет последние сомнения в том, что Он был таким же Богом, как Отец. Только после Его воскресения, смерть перестала иметь над Ним власть (Рим.6,9), до воскресения же Он мог умереть. Как все.
В Псалтири содержится много пророчеств об Иисусе Христе. Когда какие-нибудь стихи из Псалма цитируются в Новом Завете, то логично предположить, что и остальные стихи в нем также относятся к Христу. Вот несколько мест, говорящих о том, что Иисус Христос также нуждался в том же самом спасении, что и мы («кроме греха»).

Христовы молитвы о спасении были услышаны. Однако Он был услышан не потому, что Он был одной из ипостасей Троицы, а потому что благоговел пред Богом (Евр.5,7). Ну, а о том, что именно Бог воскресил, превознес и прославил Иисуса, в Новом Завете написано достаточно много.

Если бы Иисус Христос был таким же Богом, как Отец, то все эти слова становятся сотрясением воздуха. Тогда бы Иисус не мог умереть, а значит и не нуждался в Божием спасении. И то, что Бог возвысил и прославил Иисуса, говорит о том, Кто выше и Кто ниже среди Них. Иисус Христос никак не мог быть «Богом от Бога», «Воплотившимся Богом Словом», «Самим Богом, ставшим Человеком», как то утверждает Православие. Мы же видели, что Библейские доводы в пользу того, что Он был простым Человеком, перевешивают все иные домыслы о Его естестве, природе.

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс