2.2 Богодухновение

Мы определили, что Божий Дух – это Его сила, мысли и намерения, обнаруживаемые в Его делах, которые исполняются посредством Его Духа. Чуть раньше мы упомянули, как проявление Божиего Духа было видно при сотворении мира: «От Духа Его – великолепие неба» (Иов 26,13), - Дух Божий носился над водою, созидая этот мир (Быт.1,2). Однако мы можем также прочитать, что «словом Господа сотворены небеса» (Пс.32,6), что находится в полном соответствии с тем, что говорится в первой главе книги Бытие, ибо Бог сказал - и сделалось. А потому проявление Божиего Духа особенно хорошо видно в Его слове – точно так же, как наши слова являют наши внутренние помыслы и желания, тем самым открывая самую сущность нашего сокровенного «я». Иисус мудро заметил, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34). А потому, если нам захочется следить за тем, что мы говорим, то в первую очередь мы начнем следить за тем, что мы думаем. Также и слова Бога отражают Его Дух, Его мысли. И то, что нам дана возможность прочитать в Библии и узнать из нее Божии слова, Его мысли, является настоящим благословением. Бог явил Свой Дух в записанных словах через чудо Богодухновения, слова, корень которого составляет слово «дух»,
БОГО-ДУХ-НОВЕНИЕ.

«Дух», означает «дыхание», следовательно «Богодухновение» - это то, что «дохнуто, вдохнуто Богом». А это значит, что слова записанные «Богодухновенными» людьми были «вдохнуты» в них Богом и были словами Бога, словами Его Духа. Павел ободрял Тимофея не оставлять Библии, не забывать того, что Библия – слова Духа Божия, а потому содержат все необходимое для того чтобы иметь полное представление о Боге:
«Ты из детства знаешь, священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3,15-17).

Ну, а если Богодухновенные Писания дают такое совершенно полное знание об истинном Боге, то пропадает всякая необходимость в любом «внутреннем озарении» для познания Его. И все же, как часто приходится слышать от людей об их личных чувствах и переживаниях, которые для них являются источником познания Бога!
Если одного Богодухновенного слова достаточно любому для ведения Христианской жизни, то уже нет нужды в ином источнике праведности. Если бы такой источник был еще нужен, тогда одного слова Божия, как утверждал Павел, было бы недостаточно. Ведь для того, чтобы держать Библию в руках и верить, что это Слово Его Духа, нужна вера. Израильтянам, как и многим современным «Христианам», в свое время не помешало бы чаще интересоваться тем, что говорил им Бог. Стоит хорошенько задуматься над словами:
«Ибо и нам оно возвещено, как и тем (Израильтянам в пустыне); но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышащих» (Евр.4,2).
Однако, вместо укрепления веры в силу данного нам слова/Духа Божия, гораздо привлекательнее кажется идея о внезапном «духовном озарении». Когда вдруг, нежданно-негаданно, на нас ниспадает праведность, которая делает нас приемлемыми и угодными Богу. Трудности ежеминутной сознательной борьбы ради повиновения Божиему слову с тем, чтобы Дух Божий по-настоящему обитал в нас и влиял на наши сердца, увы, среди многих не в чести.
Это нежелание принять огромную мощь, содержащуюся в слове Божием, приводит многих «Христиан» к сомнениям о полном Богодухновении Писаний. Такие люди считают, что многое, написанное в Библии, является всего лишь личным мнением древних мудрецов. Однако на подобные домыслы дал полный и обстоятельный ответ еще Апостол Петр:
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему…  зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1,19-21).
«Прежде всего» нам нужно верить в Богодухновенность Библии. И именно поэтому один из Христадельфианских параграфов в «Положении о вере» посвящен этому вопросу.

Писатели Библии
Твердая вера в Богодухновенность Писаний вещь жизненно необходимая. Люди, писавшие Библию, не могли противиться Духу, который двигал ими, вдохновляя их записывать слова, которые не были их собственными словами. Слово Божие, будучи истиной (Ин.17,17), несет в себе обличение и исправление (2Тим.3,16,17), а потому нет ничего удивительного, что оно многим не нравится – правда глаза колет. Пророк Иеремия встретил много недовольства, когда начал говорить людям Богодухновенные слова, да так, что решил больше никогда ни говорить, ни записывать их. Однако из-за того, что слово Божие происходит не от желания человека, а от желания Божия, у него не оставалось другого выбора, как только быть «движимым Духом Святым»: «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною… и подумал я, не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» (Иер.20,7,9).
Точно также, когда Валаам хотел проклясть Израиля, Бог побудил его вместо проклятий произносить благословения (Числ.24,1-13 ср. с Вт.23,5).
Удивляет число людей, которых Бог вдохновил говорить слова Его, несмотря на их полное нежелание делать это. Список имен производит впечатление:
Моисей (Исх.4,10);
Иезекииль (Иез.3,14);
Иона (Иона 1,2,3);
Павел (Деян.18,9);
Тимофей (1Тим.4,6-14);
Валаам (Числ.22,24).
Это все подтверждает то, что мы узнали из 2Пет.1,19-21, что слово Божие – не личное мнение людей, а то что было вдохновенно в них Богом. Пророк Амос заметил: «Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать» (Ам.3,8)? Иногда Моисей терял ощущение своего собственного «я», начиная говорить слова Божии от собственного лица - так сильно было влияние на него Духа Божия. Все заповеди, «которые изрек Господь Моисею…» (Числ.15,22), на самом деле были пересказаны народу самим Моисеем (ст.17,23).

Еще одним доказательством Богодухновенности является то, что и сами писавшие полностью не понимали того, что они пишут. Они изыскивали и исследовали то, что «им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что» ими тогда было написано (1Пет.1,10-12). То, что они писали, не было их толкованиями и размышлениями, потому что они и сами искали толкования к написанному. Вот несколько примеров: Даниил (Дан. 12,8-10); Захария (Зах.4,4-13); Петр (Деян.10,17).
Если бы они частично писали Богодухновенно, а частично нет, тогда нам не было бы доступно истинное слово, или Дух Божий. Если они, когда писали, не целиком руководились Духом Божиим, тогда из под их пера не могло выйти чистое слово Его. Убежденность же, что Его слово – полностью Его, заставляет нас относиться к нему с большим уважением и повиновением. «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (Пс. 118,140).
Книги, составляющие Библию, продукт труда не человеческого, а Божия Духа, и это также подтверждается взаимосвязью Нового Завета с Ветхим.

Сила слова Божия
Божий Дух – это не только Его мысли и настроение, но также сила, через которую Он реализует эти мысли. А потому напрашивается вывод, что в Его словах содержится также скрытая мощная энергия. Истинное понимание и осознание этой мощи делает нас способными обладать ею. Любые затруднения, любые препятствия, стоящие на пути к нашему спасению, могут быть преодолены нами сознанием того, что повиновение слову Божиему дает нам силы для этого. Павел, познавший все это на своем личном опыте, писал:
«Я не стыжусь благовествования Христова (слов о Христе), потому что оно есть сила Божия ко спасению» (Рим.1,16). В Лк.1,37 говорится о том же: «У Бога не остается бессильным никакое слово».
А это значит, что влияние чтения, изучения Библии на нас и нашу жизнь, процесс неизбежный. Однако, тут нужно избежать двух противоположных, но одинаково опасных, крайностей. С одной стороны, чтения и изучения Библии, ради самого изучения, а с другой - слишком «чувственного» восприятия Бога и веры, восприятия, основанного на нескольких часто цитируемых местах, безо всякого усилия для того, чтобы понять их, а тем более жить по ним. «Слово Божие живо и действенно», оно – слово силы Божией (Евр.4,12; 1,3). «Слово Божие… действует в вас, верующих» (1Фес.2,13). Бог словом Своим каждый день действует в душах, умах настоящих верующих.
А потому основы благовестия, которые Вы слышите ныне, - это истинная сила Божия. Если Вы разрешите ей действовать в Вас, то она изменит и Вас и Вашу жизнь, сотворив (вместе с Вами) из Вас чадо Божие, являющее уже здесь и сейчас миру Дух/ум Божий, подготавливая Вас к грядущему изменению Вашего нынешнего естества в естество подобное естеству Божиему и естеству Христову (2Пет.1,4). Так проповедь Павла была «в явлении Духа и силы» (1Кор2,4)…
Нас окружают люди, которые, несмотря на что, называют себя Христианами, мало верят в то, что Библия слово Божие и не желают признавать Бога за реальную Личность. Отрицая полную Богодухновенность Писаний и их воздействий на нас, они тем самым отрицают силу Божию. В связи с этим вспоминаются слова из 2Тим.3,5, про имеющих «вид благочестия, силы же его отрекшиеся», - отрекшиеся силы благочестия полученной через благовестие, через слово Божие, Евангелие.
Этот мир подсмеивается над основаниями нашей веры («вы не можете во все это верить, не так ли»?), как он когда-то подсмеивался над Павлом и его соратниками, «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (1Кор.1,18).
Помня обо всем этом, не будем ли мы брать в руки Библию с еще большим благоговением, читать ее с еще большим вниманием, с еще большим пониманием и охотой повинуясь ее заповедям?

Этот мир и народ Божий
Внимательное чтение Библии показывает, что люди, записывавшие слова Библии, хорошо сознавали, что не только они, но и остальные писавшие ее, находились под Богодухновением. Точно такого же взгляда придерживался и Господь Иисус. Предваряя цитату из Псалтиря Давида, Он говорил: «Давид, по вдохновению…» (Мф.22,43), - тем самым признавая, что Давид писал по Богодухновению. Также Он говорил и о Моисеевых «писаниях» (Ин.6,45-47), веря, что Пятикнижие было написано ни кем иным, а именно Моисеем. Многие сегодняшние «высокопоставленные Христиане», сомневаются, что Моисей мог написать их, однако у Христа не было никаких сомнений на этот счет. «Писания» Моисея Он называет заповедью Божиею (Мк.7,8,9). Эти же самые «Христиане» утверждают, что большая часть Ветхого Завета является мифом, притчей, вымыслом. Однако ни Иисус, ни Павел никогда не относились к Писаниям подобным образом. Иисус, например, признавал царицу Савскую, за бесспорный исторический персонаж (Мф.12,42).
Отношение Апостолов к Ветхому Завету не отличалось от отношения их Господа. Апостол Петр коротко заметил, что помимо всего того, что он лично слышал от Иисуса Христа, «мы (еще об Иисусе Христе) имеем вернейшее пророческое слово» (2Пет.1,19-21).
Также Петр приравнивал «послания» Павла к «прочим Писаниям», не отделяя их от других (2Пет.3,16).
В Деяниях, Посланиях и Откровении встречается очень много цитат или ссылок на Евангелия (например, Деян.13,51; Мф.10,14), что говорит не только о том, что и они были вдохновлены все тем же Духом, но и о том, что и Евангелия почитались первыми Христианами за Богодухновенные. Павел в 1Тим.5,18 называет «Писанием» как Ветхий Завет (Вт.25,4) так и Новый (Лк.10,7). Павел все время не устает повторять, что его благовестие не его, а Иисуса Христа (Гал.1,11,12; 1Кор.2,13; 11,23; 15,3). И это признавалось остальными Апостолами. Так Иаков в 4,5 цитирует «Писание», которые по существу являются словами Павла из Гал.5,17.

«Бог говорил нам в» Иисусе Христе, а потому нам уже нет нужды в дополнительных «откровениях» (Евр.1,2). Надо заметить, что Библия иногда упоминает Богодухновенные писания, которые ныне недоступны нам (например, книга Праведного, записи Нафана и Гада, послание Павла Коринфянам, послание Иоанна Диотрефу). Почему они не дошли до нас? Очевидно потому, что в них не было ничего для нас ценного. Ну, а на то, что сохранено, можно целиком положиться. Ибо оно сохранено для нас Самим Богом.
Иногда можно услышать, что книги Нового Завета канонизировались, принимались за Богодухновенные, не сразу, а постепенно, однако отношение Апостолов к этому вопросу, опровергает такое мнение. В то время существовал один из даров Святого Духа, с помощью которого легко можно было определить Богодухновенность того или иного послания или же сказанного слова (1Кор.14,37; 1Ин.4,1; Откр.2,2). А это значит, что Богодухновенные писания признавались сразу за Богодухновенные. Если бы подбор книг в Библии осуществлялся без всякого контроля свыше, то такое собрание сочинений вряд ли заслуживало доверия.

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс