6.3 Бесы

В предыдущих двух разделах мы объяснили, почему не верим в существование сверхличности, сатаны/диавола, эдакого чудовища с рогами. Ну, а если мы пришли к такому заключению, то за ним неизбежно следует вывод, что бесы, признанные за слуг сатаны/диавола, так же не существуют.
Похоже, что очень многие думают, что все хорошее в жизни мы получаем от Бога, плохое – от сатаны и бесов. Однако Библия говорит нам, что все, что происходит в мире, зависит только от одного Бога (см. Занятие 6.1). И плохое и хорошее.
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45,7).
«Сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима» (Мих.1,12).
«Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы» (Ам.3,6)?
А потому, когда на нас наваливаются испытания, их нужно принимать, как испытания пришедшие от Бога, не виня при этом никакого сатану/диавола. Иов был человеком потерявшим очень многое из того, чем благословил его Господь, однако он не говорил: «Бесы взяли все, что дал мне Бог». А сказал он буквально следующее:
«Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1,21)!
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов 2,10)?
Если мы понимаем, что все исходит от Бога, тогда во время испытаний, выпавших нам, мы можем в молитве просить Его отвести их от нас. Если же они остаются, то мы можем быть уверены, что Бог посылает их для нашего же собственного блага:
«Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12,5-8).

 

Бог источник всех сил

Бог является источником всех сил,
«Я – Господь, и нет иного; нет Бога (еврейское слово, переведенное как «Бог», означает «сила») кроме Меня» (Ис.45,5).
«Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис.44,8).
«Господь есть Бог, нет еще кроме Его» (Вт.4,35).
Подобные слова встречаются снова и снова на всем протяжении Библии. Ну, а потому что Бог является источником всех сил и кроме Его нет другого, то Он является и Богом ревнителем, о чем Он также часто напоминает нам (напр., Исх.20,5; Вт.4,24).
Бог становится ревнителем, когда Его народ начинает верить в других богов, говоря: «Ты, конечно, великий и всемогущий Бог, но помимо Тебя я верю также и в других богов, хотя они и не такие всемогущие, как Ты». Вот, одна из причин, по которой мы также не можем верить в существование сатаны или же бесов так же, как мы верим истинному Богу. Ибо, точно такую же ошибку совершил когда-то Израиль. В Ветхом Завете многие страницы посвящены тому, как Израиль прогневлял Бога, веря не только в Него, но и в других богов.
Сейчас мы покажем, на примере Библии, что «бесы», в которые верят люди сегодня, были лжебогами, в которых верил когда-то Израиль.

Бесы – идолы
В первом Послании к Коринфянам Апостол Павел поясняет, почему настоящему Христианину нельзя иметь что-либо общего с верой языческой, либо с их идолами, ибо в те времена многие также верили, что поклонение маленьким божкам, бесам, отводит в сторону от них множество житейских проблем. Они делали фигурки божков/бесов, которые по существу были идолами, чтобы поклоняться им, что объясняет причину по которой Павел в своем Послании употребляет взаимозаменяемые слова «бесы – идолы»:
«Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами… если же кто скажет вам, это идоложертвенное, - то не ешьте, ради того, кто объявил вам» (1Кор.10,20,28). Итак получается, что бесы и идолы это одно и то же. Обратите внимание, как Апостол говорит, что они приносят жертвы «бесам, а не Богу», потому что бесы не могли быть богом, ибо есть только один Бог, а значит они не могли обладать и никакой силой. Черта подо всем этим подводится в 1Кор.8,4:
«Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол (тот же бес) в этом мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого». Ибо, идол, или бес просто не существует. В мире есть всего лишь один Бог, одна сила, от которой зависит все. И дальше Павел продолжает (ст.5,6):
«Ибо, хотя и есть так называемые боги (бесы, в которых верят люди – из-за одного вы потеряли работу, из-за другого от вас ушла жена, т.д. и т.п.)… но у нас один Бог Отец, из Которого всё (всё, и плохое и хорошее)».
Еще одно доказательство того, что в новозаветные времена люди верили в бесов, идолов, или же «богов», можно найти в Деян.17,16-18, где описывается проповедь Павла в Афинах, городе «полного идолов», где поклонялись совершенно разным богам. После того, как они выслушали благовестие Павла, они говорили: «Кажется, он проповедует о чужих божествах (т.е. идолах, бесах), потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение». Слушавшие решили, что «Иисус» и «воскресение» это новые бесы, про которые им толкуют. Если Вы прочитаете дальше, то увидите, как Павел преподносит им истину, называя их в 22 ст. как бы особо набожными (буквально, идолопоклонниками), объясняя, что настоящего Бога нет в их бесах/идолах. Помните, что единственным источником всего является Бог? А если Его нет в бесах, то они не обладают никакой силой, или властью, ибо вся власть у Бога. Т.е. они просто не существуют.

Ветхозаветные бесы – идолы
Если обратиться к Ветхому Завету, то доказательств того, что бесы это идолы, будет больше. Во Вт.28,22-28,59-61 заранее предупреждается, что за поклонение идолам/бесам наказанием будут душевные болезни. Вот почему в Новом Завете душевнобольных называют бесноватыми. Однако надо заметить, что бесы упоминаются не в связи с грехом, а только с болезнью. Об Иисусе Христе не говорится, что Он изгонял бесов зависти, убийства или похоти. Так же надо заметить, что в Библии говорится об обладаемых бесами, а не о людях, болеющим из-за беса. Примечательно, что во Вт.32,17 и Пс.105,37 упоминаются бесы, тогда как из текста ясно, что речь здесь идет об идолах, Ханаанских божествах/бесах:
«Служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам… в жертву идолам Ханаанским».
Совершенно ясно, что словом «бесы» и словом «идолы» называется одно и то же. О таком поклонении Бог говорит, как об осквернении их «делами… поступками своими», потому что их вера была ни чем иным, как собственным, человеческим, порождением. Идолы были изделиями рук человеческих. А потому, верующие сегодня в бесов, все также продолжают поклоняться человеческому изобретению, а не тому, чему им говорит нужно кланяться Бог.
Во Вт.32,15-24 пишется о негодовании Бога на Свой народ, поклоняющийся бесам. Израиль «презрел  твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражали Его и мерзостями своими разгневали Его, приносили жертвы бесам, которых они не знали, новым… о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника… забыл… Господь увидел и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал, сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их, ибо они род развращенный… они раздражали Меня не богом, суетными своими огорчали Меня».
Итак Сам Бог о бесах говорит, как бессмысленных и отвратительных идолах – во что бессмысленно верить, ибо они не существуют. Вера в бесов демонстрирует нехватку веры в Бога. Ибо не легко верить, что все в этой жизни, и плохое и хорошее, проистекает от одного и того же Источника. Легче думать, что плохое приходит от кого-то еще, потому что если мы говорим, что оно пришло от Бога, нам нужно также поверить, что Он же, если мы попросим Его об этом, избавит нас от этого зла, а если нет, то нам нужно верить, что это плохое послано для нашего собственного блага.

Бесы в Новом Завете
Однако, Вы можете возразить, сказав, что в Новом Завете достаточно много мест, в которых о бесах говорится довольно недвусмысленно.
И все же, прежде чем «ломать копья», нам нужно усвоить одну важную мысль – Библия не может противоречить сама себе, ибо она – слово всемогущего Господа Бога Вседержителя. Если в Библии ясно сказано, что от Бога происходит все, и в том числе наши проблемы, то та же Библия в другом месте не может сказать нам, что эти проблемы пришли от бесов, маленьких божков, противников Божиих. Совсем немаловажно, что слово «бесы» всего четыре раза, описывая идолопоклонство, встречается в Ветхом Завете и много раз в Новом. Полагаю причина этого кроется в том, что в новозаветные времена в лексиконе Израиля любая непонятная болезнь приписывалась бесам. Наверное, если бы бесы существовали на самом деле и как-то влияли на наше здоровье, то о них было бы много сказано и в Ветхом Завете. Однако там на этот счет царит подозрительная тишина.
Сказать, что из кого-то были изгнаны бесы, равносильно сказанному, что этот кто-то был излечен от некоей душевной болезни. Люди, жившие в первом столетии, были склонны обвинять во всем, что не могли сами понять, вымышленных существ, именуемых «бесами». Душевные болезни в то время были для медиков полной загадкой, а потому в таких случаях и говорилось об «обладании бесами». В ветхозаветные времена так же считалось, что злой, или же нечистый, дух доставляет людям душевные неурядицы или же расстройства (Суд.9,23; 1Цар.16,14; 18,10). Тот же язык сохранился и до новозаветных времен. Ну, а то что бесы непосредственно связаны с болезнями видно из следующего: «К Нему (к Иисус Христу) принесли многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит, Он взял на Себя наши немощи, и понес болезни» (Мф.8,16,17). Здесь человеческие немощи и болезни приравниваются к бесноватости и злым духам.
Люди думали, что Иисус Христос сумасшедший, потому что в Нем бес: «Он одержим бесом и безумствует» (Ин.10,20; 7,19,20; 8,52). Они полагали, что сумасшествие приносят бесы.

Излечение
О вылеченных «бесноватых» говорится, что они снова возвращаются в здравый ум (Мк.5,15; Лк.8,35), из чего следует, что когда они «бесновались» они не были «в здравом уме». И это один из способов сказать, что у человека не все в порядке с головой.
О «бесноватых» говорится, что они исцелялись – еще одно доказательство того, что «бесноватость» и болезнь одно и то же (Мф.4,24; 12,22; 17,18).
В Лк.10,9 написано, что Иисус сказал Своим 70 ученикам идти исцелять больных. Когда же они вернулись, то похвалились, говоря, что даже «бесы повинуются нам о имени Твоем» (ст.17). Опять мы видим равнозначность между болезнями и бесами. Часто Апостолы исцеляли людей в имени Господнем – и здесь один из примеров этого (см. также Деян.3,6; 9,34).

Жаргон того времени
Мы видим, что в Новом Завете употребляется жаргон того времени для описания душевной, или какой-нибудь неизвестной болезни, в виде «обладания бесами». В то время и римляне и греки твердо верили в своих бесов, приносящих людям болезни. Следовательно, те «Христиане», которые также верили в них, тем самым признавали языческие религиозные представления за совершенно правильные.
Библия написана понятным для большинства языком. Ну, а поскольку в ней встречается жаргон того времени, это совсем не означает, что Сам Иисус Христос верил в бесов. Так и в нашем языке встречаются жаргонные словечки и словосочетания. Например, слово «лунатик» существует до сих пор и означает душевнобольного человека: «пораженного луной». Многие годы назад люди верили, что на человека действует полнолуние, под воздействием которого он начинает бродить по ночам. Термин остался, но это не значит, что врачи лечат таких больных от «поражения луной».
Если Христос задержится и если эти слова люди смогут прочитать через 2000 лет, то они могут подумать, что и мы верили в душевную болезнь, причиной которой является луна. Однако, это всего лишь один из примеров жаргонного, обиходного языка, языка каким говорил и Иисус 2000 лет назад. Так же мы говорим об одной наследственной болезни, как о «танце святого Вита», хотя с ней не связан ни сам святой, да и с танцем у нее мало чего общего.
Например, сейчас мне стало совершенно ясно, что Иисус Христос не мог родиться 25-го декабря (7-го января), однако я все так же продолжаю называть этот день «Рождеством», хотя и думаю, что настоящие Христиане не должны праздновать его, как день рождения Христа.
Несколько лет назад, когда в России процветал атеизм и когда все, связанное с религией называлось поповскими бреднями, в народе продолжали употребляться такие типичные церковные слова, как «дух» и «душа». Никто тогда не верил в их наличие. Это был (и остается) жаргон нашего времени.
Можно вспомнить и другие примеры, когда, например, о наговорившем много лишнего от чрезмерного употребления алкоголя на следующее утро говорят, что в нем говорила водка, или же «бес попутал»…
Все эти, далеко не полные, примеры «из той же оперы».
Во времена Иезекииля бродил миф о том, что земля Израильская приносит несчастья всем, живущим на ней. Конечно же, это было не так, однако Бог, упрекая Израиль, говорит на модном в то время наречии так, как будто это правда: «Так говорит Господь Бог, за то, что говорят о вас: “ты – земля, поедающая людей и делающая народ твой бездетным”, - за то уже не будешь поедать людей… говорит Господь Бог» (Иез.36,13,14).
В те времена среди язычников широко процветало поверье в то, что море, будучи огромным чудовищем, хочет проглотить сушу. Очевидно, что этого не может быть, однако в Библии часто используются образы, помогающие читателю лучше понять мысль, которую до него хотят донести (Иов 7,12; Ам.9,3; Иер.5,22; Пс.88,10; Авв.3,10; Мф.14,24; Мк.4,30). Ассирийский миф называет этого чудовища «Раавом», точно так как названо морское чудовище Египта в Ис.51,9.
И все-таки Библия – богодухновенное слово Божие, а потому просто невозможно, чтобы она просто так отображала языческие представления. Очевидно, что Бог сознательно упоминал современные верования, чтобы лишний раз показать, что только Он является единственным источником всего. Что это Он является властителем морского «чудовища», исполняющего не чью-то, а только Его волю. А потому Бог показывал верующим того времени, что в мире нет, не было и не будет ничего, чтобы не подчинялось Богу – ни плохого, ни хорошего. Библия, и в этом примере, не осуждает неверные воззрения тех верующих, считавших что в море притаилось жуткое чудище, или же что море само является этим чудищем.
Все в Библии написано и служит для прославления единого и всемогущего Бога Вседержителя. То же море сначала волнуется Им, а потом Им же успокаивается его дерзость (Иов 26,12). Все чудовища – ничто пред Ним (Ис.27,1). Язычники могут верить во что угодно – однако превыше всего всегда был и остается Бог. Точно такое же отношение к веря языческой в бесов показал и Иисус Христос. Он не говорил, что они не существуют, за Него говорили Его дела, показывающие, что сила Божия сильнее всего – и предрассудков в том числе. Верующие же в реальное существование «бесов» могут так же спокойно верить в дерзкое море и «левиафана, змея изгибающегося». Ну, а в том что Библия была написана на языке, современном тому времени, когда она писалась, и что в ней употреблены образы и сравнения того времени, думаю, всем ясно. Особенности нашего времени и нашего языка, что и было показано выше, остаются точно такими же, как и тогда. Библия говорит о всемогуществе Божием, о той истине, которую мы очертили в Занятиях 6.1 и 6.2. Это от Него зависят наши испытания, ибо все происходит от Него. Наши только грехи. Они – наше порождение. Всё вокруг приобретает совершенно определенный и четкий смысл, когда думаешь о всемогуществе Божием ко спасению. Многие современные «умники» считают, что язык Писаний, на котором излагаются догматы веры, находится под влиянием окружающих культур того времени. И это, в общем-то, правильно, объяснимо и понятно, если помнить, что Библия могла упоминать верования окружавших народов с тем, чтобы еще раз превознести Яхве, единого истинного Бога, Который выше самых высоких представлений того, кто впервые начал узнавать о Нем из Библии, непосредственно от Его пророков.
Помня об этом, можно лишь удивляться, сколько примеров жаргонных слов и выражений встречается в Новом Завете, естественно, без упоминания этой особенности. Вот несколько примеров.

Чудеса, творимые Иисусом, показывали без лишних слов ошибочность представлений, окружающих Его людей. Например, в Лк.5,21 Иудеи высказывают сразу два заблуждения. Первое, что Иисус богохульствует, и второе, что только один Бог может прощать грехи. Иисус не стал на словах доказывать им обратное. Он сделал это на деле, совершив очередное чудо.
Ни у кого не возникнет сомнений, если скажем, что Иисусом больше ценились поступки, а не слова. Ни разу Он прямо не обличил ни одного из ложных представлений. Например, Он ни разу не говорил о неспособности закона Моисеева спасти человека, однако неоднократно показал истинность этого на деле, исцеляя в субботу.  Когда Его обзывали Самарянином (Ин.8,48,49 ср. с 4,7-9), Он не пытался доказать обратного, хотя от того, Иудеей ли ты и, как следствие, семя Авраамово, зависело (и зависит) спасение (Ин.4,22).
Даже когда Иудеи (нарочно!) обвинили Его в том, что Он делает «Себя равным Богу» (Ин.5,18), Иисус не стал прямо отрицать этого. Он просто объяснил им, что Его чудеса говорят о Нем, как о Человеке делающем их от Бога, а потому Он никак не может быть равным Ему. Эти же чудеса показывали также и ложность поверия в существование бесов. Чудо исцеления больного возле купальни было направлено против Иудейского поверья, что Ангел во дни празднования Пасхи сходил в воду, исцеляя всякого вошедшего в воду первым. Об этом поверье написано без каких бы то ни было оговорок об истинности его. Однако рассказ о чуде исцеления Иисусом показывает правоту этого (Ин.5,4).
Во 2Пет.2,4 говорится о нечестивых, хранимых в Тартаре (во многих переводах – «ад»). Тартар – мифическое подземное царство, однако Павел не заостряет на этом внимания, а использует этот образ, как место для наказания за грехи. Иисус Христос в подобных случаях употреблял слово «геенна» (см. Занятие 4.9).

Правда ли болезни причиняют бесы?
Каждый, верящий в существование бесов, заболевая чем-нибудь, неизбежно задается вопросом: «А не от бесов ли моя болезнь»? Если Вы думаете, что в Новом Завете бесы – это маленькие божки, причиняющие людям вред, тогда Ваш ответ должен быть положительным. Однако, тогда возникает следующий вопрос – а как Вы можете объяснить, что в наше время многие болезни, которые раньше приписывались бесам, вылечиваются, или же облегчаются, лекарствами? Например, малярия. Совсем до недавнего времени в Африке считалось, что малярией (которая вылечивается хинином и прочими лекарствами) заболевают от бесов (демонов). Можете ли Вы сказать, что бесы в панике разбегаются при виде маленьких желтых таблеток? Некоторые же болезни, о которых написано, что Иисус при исцелении больных людей изгонял бесов, имеют современные названия. К таким, например, относятся столбняк и эпилепсия – болезни, на ход которых в наши дни можно повлиять лекарствами.
У меня есть друг, проживающий в деревне Кампала, недалеко от столицы Уганды. Он рассказал, что его односельчане тоже верили, что виновниками малярии являются бесы (демоны), но когда в их деревне появился врач и они увидели, что на малярию можно воздействовать лекарствами, они перестали верить в них. И все же, когда кто-то заболевает церебральной малярией (которая сильно влияет на деятельность головного мозга), они опять начинают винить в этом бесов. Но и тут помог врач. Когда он появился в деревне и предложил им лекарства, они отказались от него, говоря, что им нужно совсем другое – то, что отпугивает бесов. Однако в следующий свой приезд врач сказал, что у него есть средство, изгоняющее бесов. После чего дал больному лекарство, от которого ему стало легче. Сам врач не верил в существование бесов, но он не стал оспаривать этого ради того, чтобы помочь больному – точно так же, как делал это самый великий Врач, Господь Иисус, 2000 лет назад.


  Например, кинофильм под названием «Сильные духом» и слово «душевнобольной».

  Ср. с Быт.31,7 и 33,19 – церковнославянский.

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс